Режиссер: Галина Волчек
Автор новой редакции: Юрий Чурсин
Художник-постановщик, художник по костюмам: Павел Каплевич
Художник по костюмам: Виктория Севрюкова
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Автор перевода: Наталья Тренёва
Помощник режиссера: Ольга Мелихова
Ранее я смотрела историю неудавшейся танцовщицы Гитель и не очень успешного адвоката Джерри на сцене «Современника» в исполнении Чулпан Хаматовой и Кирилла Сафонова. Потом Хаматову заменила Кристина Орбакайте. Затем спектакль сняли.
Вернуться к пьесе «Двое на качелях» решили спустя четыре года после смерти Галины Волчек. На роль Гитель позвали Татьяну Бабенкову — ранее ведущую актрису Воронежского камерного театра. Джерри сыграл известный артист Юрий Чурсин, который в последние несколько лет вернулся в труппу МХТ имени Чехова. Чурсин также создавал новую редакцию пьесы. То есть тут он и актер, и отчасти режиссер. Ориентировался на сохранившиеся видео и дневники Галины Волчек. «Взглядом со стороны» помогали директор театра Юрий Кравец и председатель художественного совета «Современника», артист Владислав Ветров.
Трубчатая конструкция художника Павла Каплевича предательски напоминает стены Центра Помпиду… Нарастающий в темноте звук шуршащих о мостовую шин, визг клаксонов, слепящие огни рекламы переносят зрителя в центр большого города.
На сцене – две непересекающиеся зоны, две квартиры, два мира. Два одиночества…
Слева – жилище двадцативосьмилетней танцовщицы Гитель (Татьяна Бабенкова). Уютная квартирка не лишена изящества: красивая мебель, удобная широкая кровать с нарядным пледом, столики в стиле ампир с изогнутыми ножками, гардеробная с набором эффектной одежды, в глубине – уютная кухня. Над большим зеркалом – множество фотографий, выдающих танцевальные пристрастия хозяйки.
В правой части сцены – аскетичная комната Джерри (Юрий Чурсин). Узкая кровать, простые стул и стол. И большущий нераспакованный дорожный чемодан – символ того, что хозяин готов сорваться отсюда в любую минуту.
Спектакль «Двое на качелях» – об одиноких сердцах, затерянных в мегаполисе, о людях, требующих внимания, участия и любви. Пьеса Гибсона – о поединке сострадания и эгоизма, о поиске себя и смыслов, о крушениях планов и рождении новых надежд.
Они понимают, что любовь- это не обладание,
что любовь – это более высокое чувство,
это взрослая позиция по отношению к миру.
Юрий Чурсин.
«Двое на качелях» Уильяма Гибсона — премьера «Современника», знаменитая постановка Галины Волчек, символ театра, которая вышла под редакцией Юрия Чурсина. Это большое признание в любви к легенде сцены, от сегодняшних артистов. Уже выходя из метро, на Чистопрудном бульваре, прохожий видит фотовыставку, посвящённую Галине Волчек. Это настраивает зрителя на нужный лад. В самом здании театра — экспозиция-ретроспектива творчества великого режиссера и актрисы. Слова Галины Беровны о спектакле актуальны и сейчас: «… важно вернуться к этой пронзительной истории любви именно сегодня… Всмотреться в человека как такового, в его силу и слабость, в его потребность любить и быть любимым, которая остается с ним всегда, вне зависимости от того, что происходит вокруг». Кажется, что сказано про наше время, а ведь спектакль существовал около тридцати лет на сцене, а сейчас восстановлен.9 февраля на сцену «Современника» вернулась легендарная пьеса Уильяма Гибсона «Двое на качелях».
Спектакль «Двое на качелях» в 1962 году стал режиссерским дебютом Галины Волчек и на протяжении десятилетий являлся визитной карточкой театра. Впервые роли Гитель и Джерри на сцене «Современника» воплотили Татьяна Лаврова и Михаил Козаков, во втором составе значились Лилия Толмачева и Геннадий Фролов. В конце 1970-х в постановку были введены Елена Яковлева и Николай Попков, Александр Кахун.Наталья ВИТВИЦКАЯ
Сильва Капутикян
В оформлении страницы использованы фото Дарьи Шапиро, Натальи Дугуевой.